Суджанские школьники о родном языке и родной культуре
Суджанские школьники о родном языке и родной культуре
Менталитет скрывается в поведении, оценках,
манере говорить. Выучить и подделать его нельзя,
можно лишь «впитать» вместе с тем языком, который
вмещает в себя мировоззрение данной культуры.
А.Я. Гуревич
В декабре 2021 года завершился Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, проводимый ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации». Данный конкурс проводился в целях возрождения традиций написания сочинений как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности, поддержки и развития познавательного интереса обучающихся в области изучения русского и родных языков, ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности.
Суджанский район на региональном этапе конкурса представляли учащиеся МКОУ «Гончаровская СОШ». Плотников Егор (4 А класс, учитель Шкуратова Т.А.) стал победителем в 1-й возрастной группе среди обучающихся 1 - 4 классов, Хардикова Мария (9 Б класс, учитель Беленькова Е.В.) заняла 2 место в 3-й возрастной группе среди обучающихся 8 – 9 классов, Горулько Диана (11 класс, учитель Шелудченко А.В.) заняла 2 место в 4-й возрастной группе среди обучающихся 10 – 11 классов. Эти же ребята были финалистами федерального этапа конкурса, где Плотников Егор стал абсолютным победителем.
22 декабря 2022 года в онлайн-формате состоялось торжественное мероприятие, посвящённое награждению победителей и призёров федерального этапа. С помощью технических средств, полученных в рамках реализации национального проекта «Образование» «Цифровая образовательная среда», на торжественной церемонии прочитал сочинение о курском диалекте «Сказка о том, как Курский Язык гулять ходил».
В ходе мероприятия отмечалось, что присланные на Конкурс сочинения «наполнены патриотизмом, любовью к Родине», гордостью за талантливый «многонациональный народ нашей великой России». Школьники проявили способность художественно отражать свои мысли и образы на родном языке, размышляя о том, какой они хотят видеть свою Отчизну в будущем, месте ценностей своего народа в истории страны, рассказывая об уникальных семейных традициях и культуре родного края.
24 декабря в онлайн-формате на платформе vr.mirapolis.ru состоялось мероприятие – подведение итогов Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, организованное ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». Учителя МКОУ «Гончаровская СОШ» Шкуратова Т.А., Беленькова Е.В., Шелудченко А.В. были ведущими данного вебинара, в ходе которого познакомили коллег области с методикой подготовки учащихся к написанию сочинения. Тема выступления педагогов «Использование социокультурных ресурсов малой родины в воспитательной системе школы и на уроках родного языка и родной литературы».
Человек, знающий родной край, зримее, конкретнее осознаёт свои кровные связи со всем русским народом. Культурное богатство нашей малой родины является благодатной почвой для воспитания и обучения подрастающего поколения, которому необходимо привить уважение и любовь к родному языку и родной культуре.
Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой родного края способствует нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, становлению их гражданственности, формированию активной жизненной позиции. Всё, что окружает человека, весь его духовный и материальный мир, воплощается в слове и определяет менталитет личности. Освоение образовательных программ учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература», участие в различных предметных олимпиадах и конкурсах позволяют ребёнку раскрыть творческий потенциал, а учителю создать ситуацию успеха.
Так, Горулько Диана на протяжении 11 лет принимала активное участие в творческих конкурсах и «оттачивала» своё мастерство на литературном поприще: сочиняла сказки и стихотворения, инсценировки и рассказы.
А работа над итоговым проектом «Литературная карта Курской области» позволила ученице поближе познакомиться с литературным наследием малой родины.
Большое влияние на выбор темы сочинения о своей культуре на русском языке оказало на Диану участие в межсетевом интегрированном внеклассном мероприятии «О казачестве всегда слава по Руси плыла», которое проходило в рамках регионального семинара филологов «Реализация межпредметных связей на уроках филологического цикла как способ достижения метапредметных результатов». Инсценировка эпизодов гоголевской повести «Тарас Бульба», зажигательное выступление суджанских казаков подтолкнуло ученицу на создание истории о вузовском библиотекаре, пожелавшем побольше узнать о курском современном казачестве. Так и родился у Горулько Дианы рассказ «Не переведётся казачество на Руси».
Уроки родного языка и родной литературы дают нам уникальную возможность обратиться к глубинным слоям русской культуры и в том числе к тому, что составляло и составляет традиционный уклад жизни нашей Суджанской земли. В 9 классе на уроках родного языка, посвященных ключевым словам русской культуры, русской ментальности, мы изучаем духовное и материальное наследие не только всей России, но и малой родины. Это всегда вызывает живой отклик в детях, заставляет взглянуть другими глазами на вещи, казавшиеся обыденными.
Вполне объяснимо, что разговор о предметах быта не мог обойтись без обращения к керамике. Слобода Гончаровка, где расположена школа и живет большинство наших учеников, славилась гончарным промыслом, что следует из названия поселения. Нередко учащиеся могут рассказать личную историю знакомства с этим ремеслом: им занимались предки или имеются родственники, которые сейчас возрождают гончарное дело. Нашлась такая история и у 9-классницы Марии Хардиковой, так что сомнений, чему посвятить сочинение о русской культуре, у неё не было.
Исходя из имеющегося материала, для конкурсной работы был выбран жанр очерка, которому присущи опора на факты, личные впечатления автора, описательность, открытость авторской позиции. Таким образом, интересная прежде всего для самого автора идея, точное следование требованиям выбранного жанра, работа над речью определили успех сочинения «Звонкая душа суджанской керамики».
Каким ребѐнок видит окружающий мир? Что и кто помогает ему познать тайны человеческого бытия? Кто открывает ему дверь в неизведанное? Несомненно, родители, близкие, друзья, школа. И здесь немаловажную роль в формировании мировоззрения, постижении духовно-нравственных ценностей играют уроки родного языка и родной литературы.
Уроки родного русского языка способствуют обогащению словаря младших школьников, воспитывают у них бережное отношение к родному языку как важной культурной ценности.
Как же родилась идея конкурсного сочинения Плотникова Егора? Оказалось, что за идеей не нужно было далеко ходить - четвероклассник сам её нашёл.
Незадолго до объявления о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений о своей культуре на русском языке и описания русской культуры на родном языке 4-классники проходили на уроках родного русского языка тему «Красное словцо не ложь», где изучали малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки. Работали с фразеологизмами и диалектизмами.
Диалекты – это самобытные народные слова, известные только в определенной местности. В основном они бытуют в устной речи крестьянского населения. В диалектах отразился самобытный язык русского народа. Ребят очень заинтересовали диалектные слова Курской области. В процессе обсуждения выяснилось, что практически у половины класса в деревнях живут бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, которые, как выражаются дети, интересно разговаривают.
Данной теме в учебнике русского родного языка предшествовала другая тема «Красна сказка складом, а песня – ладом». Как известно, сказка - один из самых любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка служит средством воспитания. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
В процессе изучения этих двух тем ребята научились неплохо писать сочинения, провели большую работу по изучению диалектных слов, собрали небольшой словарик диалектизмов.
Так и родилась на свет «Сказка о том, как Курский язык гулять ходил», автором которой стал наш победитель Плотников Егор, а прототипом главного героя сказки (деда) стала прабабушка Егора - Бабакова Тамара Фёдоровна (баба Тома) из села Киреевка.
Язык – это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. В нём выражена душа нашего народа, и задача учителя - не растерять богатство, разнообразие, уникальность родного языка, сделать всё возможное для его сохранения.
Введение в учебный план 4 - 11 классов предметов «Родной язык» и «Родная литература» дают возможность приобщать к духовному наследию тех, за кем будущее России. Нашим ребятам, Плотникову Егору, Хардиковой Марии, Горулько Диане, желаем не останавливаться на достигнутом и стать истинными патриотами, помнящими свои корни и сохраняющими народными традициями.