ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Организация работы с одарёнными детьми в Суджанском районе

Выступление

начальника Управления образования Администрации Суджанского района

«Организация работы с одарёнными детьми в Суджанском районе».

Работа с одаренными детьми является одним из важнейших направлений в работе Управления образования и образовательных учреждений Суджанского района. Она строится в рамках реализации районной целевой программы «Развитие образования Суджанского района Курской области», утвержденной постановлением Администрации Суджанского района №582 от 01.12.2019 г.

Целями и задачами в работе с одарёнными детьми являются:

- Выявление одаренных и талантливых детей;

- Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;

- Формирование и развитие сети дополнительного образования;

- Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах;

- Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;

- Поощрение одаренных детей;

- Работа с родителями одарённых детей.

В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребёнка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одарённых детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одарённости у детей.

Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их выявление и развитие остаются одним из важнейших аспектов деятельности учреждений системы образования Суджанского района.

Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует у обучающихся компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений.

Конкурсные мероприятия дают возможность ребятам проявить себя, найти скрытые таланты и возможности. Участие в конкурсахприводит к хорошим успехам в учебе и жизни. Более 70% учащихся образовательных организаций нашего района являются участниками олимпиад, конкурсов и соревнований различного уровня.

Увеличивается популярность предметных олимпиад. В 2019-2020 учебном году в них приняли участие 832 обучающихся из 24 общеобразовательных школ Суджанского района по 19 предметам. Победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 213 обучающихся. Из них пять обучающихся заняли призовые места на региональном этапе. Наилучших результатов как на муниципальном этапе, так и на региональном уровне добиваются учащиеся Суджанской средней школы №1, Суджанской средней школы №2, Гончаровской средней школы, что говорит о хорошей постановке работы с одарёнными детьми в этих образовательных учреждениях. Ежегодно победители и призёры олимпиад отдыхают в профильных сменах лагеря «Колосок» и молодежного центра «Магистр».

Высоких достижений в работе с одарёнными детьми добивается Суджанская средняя школа №2, на базе которой создана региональная стажировочная площадка по апробации ФГОС. О работе школы по реализации программы с одарёнными детьми рассказывает директор школы Заседова Оксана Сергеевна.

       Важным моментом в работе с одарёнными детьми являются научно-исследовательская, проектная деятельность обучающихся. Школьники Суджанского района занимают призовые места в проектно-исследовательской деятельности различного уровня. Так обучающиеся Гуевской средней школы стали победителями и призёрами в областном конкурсе исследовательских проектов «Юннат» в номинации «Овощевод», «Пчеловодство», «Юные животноводы», областном конкурсе «Экос плюс», Всероссийском конкурсе «Берегите эти земли!», «Большая перемена», Всероссийском конкурсе видеороликов, посвящённых 75 – летию победы «Была война».

Обучающиеся Воробжанской, Гончаровской и Свердликовской средних школ заняли призовые места в областной конференции юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество», в межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ «Лествица».

Особое внимания заслуживает музейная поисковая исследовательская работа. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.

Экскурсия в музей всегда вызывала у детей особые чувства, но участие в создании экспозиции позволяет не просто сторонне созерцать, а быть соавтором истории. Собирать экспонаты, узнавать их легенды, создавать экскурсию, высказывать свою точку зрения – всё это позволяет раскрыться ребёнку, проявить свои иногда скрытые способности поисковика, рассказчика, дизайнера. Вовлечённый в музейную деятельность ребёнок начинает осознавать недостаток знаний по тому или иному вопросу и его интерес к учёбе начинает возрастать, а получаемые результаты заставляют соответствовать определённому уровню. Полученные во время работы навыки становятся богатым жизненным опытом ребёнка.

Наиболее эффективные музейные практики используют в своей работе Воробжанская и Гончаровская средние школы, Суджанская средняя школа №2.

2019/2020 г. – год 75 –летия Великой Победы, год памяти и славы. В течении учебного года во всех общеобразовательных учреждениях проведены интересные по форме и содержанию мероприятия, фестивали, конкурсы, связанные с ключевой памятной датой: 75 – летием Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся Воробжанской средней школы приняли участие в интерактивной выставке музеев, на которую представили экспонаты Великой Отечественной войны. Обучающиеся из 18 общеобразовательных учреждений района приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» по увековечению памяти погибших при защите Отечества, конкурсе исследовательских работ «Воинские символы-традиции и современность, в котором Радченко Екатерина, ученица 10 класса Суджанской средней школы №2 стала победителем муниципального этапа и призером регионального. Активное участие обучающиеся проявили в Конкурсе исследовательских работ «Солдатский долг исполнен ими свято», посвященный 20-летию подвига воинов-десантников. Пугачев Роман, ученик Малолокнянской школы стал призером регионального этапа конкурса, Дячук Леонид, ученик Уланковской школы, Семенчук Елизавета,ученица Махновской школы, Шамченко Алексей, ученик Суджанская школы №2», Бабичев Александр, ученика Гончаровской школы, Симченко Марина, ученица Киреевской школы,   Гавришева Анастасия, ученица   Гоголевская основной школы - призеры муниципального этапа конкурса.

Внеурочная деятельность учащихся является эффективной формой работы с одарёнными детьми. Выставки, смотры, конкурсы, фестивали способствуют развитию творческих и художественно-эстетических способностей обучающихся. Ребята Суджанского района принимают активное участие и занимают призовые места в областных массовых мероприятиях, таких как фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств», конкурс юных чтецов «Живая классика», «Свет Рождества», «Мир творчества», конкурс-выставка «Богатство страны «Светофории».

Численность обучающихся, принявших участие в конкурсных мероприятиях в 2020 году составила 2300 человек (81%), в том числе:

- на муниципальном уровне- 1550;

- на региональном уровне – 690;

- на федеральном уровне – 35;

- на международном уровне – 25.

Численность учащихся - победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции) в общей численности учащихся составила 602 человека (21,3%), в том числе:

-на муниципальном уровне- 436;

- на региональном уровне – 118;

- на федеральном уровне – 26;

- на международном уровне –22.

Каждый ребёнок талантлив, нужно только разглядеть его способности, дать им окрепнуть, раскрыться. Этому способствует Российское движение школьников, созданные в образовательных организациях казачьи и кадетские классы, занятия народными ремёслами.

Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы.Цифровая образовательная среда, созданная на базе Гончаровской средней школы, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения. Кроме того, цифровая образовательная среда образует единое пространство коммуникации для всех участников образовательных отношений, позволяет обеспечить модернизацию образовательного процесса и внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, а также формирует у школьников навыки обучения в цифровом мире и помогает создавать цифровые проекты для своей будущей профессии. Цифровая образовательная среда в школе – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность преподавания.

Мультимедийные центры, робототехника позволяют создать в школе ситуацию успеха каждого ребёнка, в том числе ребёнка с ОВЗ, которому одинаково важно и визуальное, и сенсорное пространство.

Учитель способен сохранить и приумножить мотивацию ученика, используя не только свой авторитет и профессионализм, но и современную образовательную технику, тем самым делая процесс обучения более эффективным в современных условиях цифровизации.

В соответствии с Указом президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», с целью создания новых мест дополнительного образования детей в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в Суджанском районе создано 510 новых мест для реализации дополнительных программ различной направленности.

90 мальчишек и девчонок спортивной школы получили возможность осваивать дополнительную общеобразовательную предпрофессиональную программу по дзюдо, поскольку дзюдо является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Дзюдо приучает к сознанию того, что поражение не означает отсутствие способностей, оно приучает к мысли, что еще есть над чем работать.

Открыты новые места и для 420 воспитанников детско-юношеского центра. Дети получили возможность осваивать программы: «Мультипликация», «Азбука дизайна», «Музыкальный театр», «Робототехника» и «Страна всезнаек и почемучек». 1 сентября 2020 года ребята с волнением заходили в новые отремонтированные кабинеты, оснащенные самым современным оборудованием и техническими новинками, в которых педагоги и учащиеся по-новому, нестандартно проводят занятия и реализуют интересные проекты. 

29 сентября 2020 года на базе Суджанской школы №1 и №2 в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» состоялось торжественное открытие образовательных Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Это стало важным событием для школьников, родителей и педагогов.

Центры гуманитарного и цифрового профилей оборудованы по последнему слову техники. Кабинеты разделены на зону работы с ручным инструментом, коворкинг-зону (мягкая зона), зону работы с практическими пособиями для изучения основ механики, кинематики и динамики, зону работы с 3D-оборудованием.

           Обучающиеся школ приняли активное участие в торжественном открытии Центров «Точка роста». Они выступили в качестве видео-операторов, корреспондентов, презентовали новый ручной инструмент, показали гостям результаты своей работы, продемонстрировали возможности роботов, собранных из конструктора LEGO, занимались моделированием на новых ноутбуках, запускали квадрокоптеры, показали свои навыки игры в шахматы.

Открытие образовательных Центров позволило расширить возможности для предоставления качественного современного образования школьникам, сформировать у ребят современные технологические и гуманитарные навыки. Помимо овладения новыми знаниями и компетенциями работа в таких условиях даёт возможность детям совершенствовать коммуникативные навыки, пространственное мышление, креативность и стрессоустойчивость.

В рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», в соответствии с письмами комитета образования и науки Курской области, регионального центра выявления и поддержки одарённых детей «Успех», образовательного центра «Сириус» с начала 2020 года Информационно-методическим центром Суджанского района было проведено множество олимпиад и конкурсных мероприятий различного уровня. В связи с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции все мероприятия проводились с применением дистанционных технологий. Цель дистанционных конкурсов – выявление, поддержка и поощрение интеллектуальных, творческих инициатив, развитие учебно-универсальных действий обучающихся. К положительным моментам участия обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах можно отнести: добровольность, большой выбор предметов, форм, уровней, участие одного школьника в неограниченном количестве конкурсов, удобное время для выполнения заданий (свободное от учебы), участие не зависит от места проживания, для сельских обучающихся это очень удобно. В олимпиадах, конкурсах могут принять участие обучающиеся с любым уровнем подготовки. Конкурсы помогают углублять и расширять знания по любому предмету, развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной учебной деятельности, проявлять творческие способности, выявлять скрытый потенциал. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится.

Итогом работы с одаренными детьми и подростками становится общественное признание их заслуг. Учащимся, достигшим наивысших показателей в учёбе, искусстве, спорте, в различных творческих конкурсах, лидерам молодёжного движения вручается ежегодная премия Губернатора Курской области. В 2020 году она присуждена Козлову Максиму, Грицепановой Василине, обучающимся Суджанской средней школы №1, Гнибида Александре, Янголенко Матвею, обучающимся Гончаровской средней школы, Трофименко Сергею, ученику Гуевской средней школы, Долгодуш Николаю, Бессаловой Алине, обучающимся Суджанской средней школы №2 и Гетмановой Екатерине, ученице Замостянской средней школы.

Работа с одарёнными детьми была бы малоэффективна без поддержки муниципалитета. В нашем районе сложилась многолетняя традиция чествовать по итогам учебного года выпускников 11-х классов, награждённых медалью «За особые успехи в учении», победителей и призёров всероссийских олимпиад и конкурсов, где им вручаются грамоты и ценные подарки, а руководителям школ, педагогам, родителям - благодарственные письма.

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Самое важное здесь − быть внимательным и чутким, наладить контакт с ребёнком, поддерживать интерес к поиску нового. Проявляя такую чуткость, родители и педагоги всегда получают награду − доверие, эмоциональный взаимообмен и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика.

Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/Ezp9TeI3eDg