Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отдельным пунктом выделены психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного; вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное местоформам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.
С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательнойсистемы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, регулятивных качеств. Основной целью психологического сопровожденияявляется создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность. Положения и рекомендации психологов позволяют сохранить единство и преемственность ступеней образовательной системы.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
А поэтому требует обязательного психолого-педагогического сопровождения.
Основные формы сопровождения
Содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса.
При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог осуществляет дополнительные виды работ, либо переадресовывает обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог представляет информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении
образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.
Консультирование
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений
взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.
Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
Диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностика переходных периодов должна учитывать качества, формирование которых завершается в рамках предыдущего периода, прежней ведущей деятельности. Кроме того, она «прицеливается» к содержанию будущих новообразований. На необходимость такого подхода в диагностике указывал Д.Б. Эльконин. Перечень качеств отражает как актуальный уровень ребенка, так и его зону ближайшего развития
Результаты психодиагностического обследования позволяют:
определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам гуманной диагностики.
Методики для определения адаптации и психолого-педагогического статуса пятиклассника
Цель: Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения, а также психологических особенностей учащихся.
Исходя из принципа достаточного минимума, можно выделить основные компоненты развития личности пятиклассника, которые необходимы для успешной адаптации ребенка на этапе адаптации в среднем звене и, которые можно изучить с помощью психологических средств. К ним относятся такие основные параметры ППС, как:
♦ мотивация учебной деятельности;
♦ сферы интересов учащихся;
♦ развитие самооценки;
♦ самочувствие в школе;
Для изучения и измерения был использован блок следующих психодиагностических методик:
1. Изучение учебной мотивации и отношения к учебной деятельным предметам (Методика Е.П. Ильина, Н.А. Курдюкова)
2. Методика для определения самооценки учащихся.
3. Сферы интересов учащихся (модификация методики О.И. Моткова);
4. Опросники «Чувства в школе» и«Отношение к учебным предметам».
Результаты диагностической работы:
Уровень учебной мотивации:
Высокий уровень школьной мотивации - 48%
Средний уровень- 52%
Низкая мотивация на приобретение знаний- 0
Уровень самооценки:
Завышенная – - 39 %
Адекватная- - 61 %
Результаты опросников «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ» и «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
Опросник «Чувства в школе» содержал перечисление 16 чувств, из которых предлагалось выбрать и отметить значком «+» те, которые наиболее часто ребенок испытывает в школе.
ИСПЫТЫВАЮТ В ШКОЛЕ
|
%
|
Спокойствие
|
66 %
|
Усталость
|
66 %
|
Скуку
|
28 %
|
Радость
|
66 %
|
Уверенность в себе
|
42 %
|
Беспокойство
|
76 %
|
Неудовлетворенность собой
|
4,5 %
|
Раздражение
|
9 %
|
Сомнение
|
52 %
|
Обиду
|
10 %
|
Чувство унижения
|
12 %
|
Страх
|
11 %
|
Тревогу за будущее
|
43 %
|
Благодарность
|
78 %
|
Симпатию к учителям
|
73%
|
Желание приходить сюда
|
79 %
|
ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
№
|
ПРЕДМЕТ
|
ИЗУЧАЮТ С ИНТЕРЕСОМ
|
РАВНОДУШНЫ
|
НЕ ЛЮБЯТ
|
1.
|
Русский язык
|
67%
|
18 %
|
14 %
|
2.
|
Литература
|
62 %
|
33 %
|
4,5 %
|
3.
|
Иностранный язык
Английский
|
57 %
|
29 %
|
13 %
|
Немецкий
|
75%
|
|
4,5 %
|
4.
|
Математика
|
71 %
|
28 %
|
|
5.
|
История
|
80%
|
14,5 %
|
4,5 %
|
6.
|
Обществознание
|
76 %
|
24 %
|
|
7.
|
География
|
90 %
|
10%
|
|
8.
|
Биология
|
76 %
|
24 %
|
|
9.
|
Физкультура
|
67 %
|
23 %
|
9 %
|
10.
|
Труд
|
80 %
|
20 %
|
|
11.
|
ИЗО
|
76 %
|
24 %
|
|
12.
|
Музыка
|
67 %
|
28 %
|
4,5 %
|
Результаты опросника школьной тревожности Филлипса
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Факторы
|
%
|
1. Общая тревожность в школе
|
12%
|
2. Переживание социального стресса
|
23%
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
|
17%
|
4. Страх самовыражения
|
27%
|
5. Страх ситуации проверки знаний
|
46%
|
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
|
39%
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
|
14%
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
|
19%
|
В результате проведенного диагностического минимума определения психологического статуса учащихся на этапе адаптации к новым социально-педагогическим условиям, было выявлено:
17% Высокий уровень
83 % средний уровень ППС
Обязательно составляются рекомендации учителям и родителям.
Рекомендации учителям:
1. Учителям необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
2. На первом этапе обучения в 5 классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
3. Необходимо уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
4. Преподаватели должны учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка – учебе – приходит новая ведущая деятельность общение. Для поддержания мотивации к учебе – больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения, развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения.
5. При организации воспитательной работы желательно использовать компенсаторные возможности: ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу
•Следить за здоровьем!
•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.
•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.
•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.
•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявлять терпение, выдержку, принимать безусловно своих детей, любить их не за отметки, а просто так!
Коррекционная и развивающая работа.
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.
Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Понимая важность данной работы, нами реализуется программа «Первый раз в пятый класс!» цель которой:
• создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.
Профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:
– по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;
– по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);
– по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в
педагогического климата в педагогическом и детском коллективах.
На этапе основного общего образования профилактическая работа направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.
Педагоги - предметники, классный руководитель, которые будут работать с обучающимися пятого класса посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.
С обучающимися 5-6 классов, которые показали высокий уровень характера тревожности, связанной со школой по результатам опросника школьной тревожности Филлипса и по результатам изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.), проводятся занятия по программе «Я в этом мире!», цель которой помочь детям подросткового возраста справиться со своими проблемами, переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению с окружающими людьми.
Просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно:
– актуализация и систематизация имеющихся знаний;
– повышение уровня психологических знаний;
– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
В школе проходят родительские собрания и семинары по следующим темам: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» , «Возрастные психологические особенности пятиклассников», «Рекомендации по организации работы с пятиклассниками», «Как помочь подростку справиться со своим состоянием?» и др.
Родителей знакомим с проблемами «особых» детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.
Экспертиза
Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния
особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.
При психолого-медико-педагогической экспертизе, прежде всего, решаются вопросы о том, где следует учиться ребенку – в массовой или коррекционной школе. Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика,
неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.
Задачи психологического сопровождения заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своей учебной деятельности.