«Опыт апробационной площадки площадки ФГОС ООО.»
«Опыт апробационной площадки
площадки ФГОС ООО»
Апробационная площадка МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»
- Автор программы: Канунникова Наталья Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Тема апробационной площадки «Реализация системно-деятельностного подхода - основа развития универсальных учебных действий обучающихся.»
- Обоснование актуальности выбранной темы:
Тема актуальна. Деятельность площадки направлена на успешное введение в общеобразовательной школе ФГОС ООО, на снижение уровня тревожности педагогов при переходе на новый образовательный стандарт.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
- На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право)
На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Необходимо создать в школе образовательную среду, позволяющую учащимся школы осваивать универсальные учебные действия, составляющие основу умений учиться. Образовательные результаты направить на развитие личности обучающихся на основе усвоения действий, что составит основные результаты образования: личностные, предметные (получение, преобразование, применение).
5.Предметы апробации:
* предметы, на которых апробируется стандарт: русский язык, биология, география, математика, история, английский язык;
* проектирование урока педагогами (формирование УУД на уроке)
*составление рабочих программ по предметам для 5-6 классов (пояснительная записка, тематическое планирование по предмету…с прописыванием: какое УУД планируем формировать на уроке);
6. Масштаб апробации:
Продолжительность апробации по времени:
2013/2014учебный год
2014/2015учебный год
5-6 классы, 108 учащихся, 25 педагогов
Предметы, на которых апробируется стандарт: русский язык, биология, география, математика, история
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности
педагогов:
а) схема - аспектный анализ урока с точки зрения формирования УУД;
б) перечень диагностик уровня сформированности УУД;
в) методические рекомендации педагогов (формирование УУД);
г) применение педагогических технологий (ТРКМЧП, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, проектная технология, технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов (достижений) в практической деятельности;
учащихся:
а) формирование различных видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо)
б) овладение базовыми историческими знаниями, умениями по применению исторических знаний для осмысления современных общественных явлений
в) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни
г) формирование информационной и алгоритмической культуры. Развитие логического и математического мышления
д) приобретение опытов использования методов науки и проведение несложных экспериментов
е) формирование основ экологической грамотности
8.Система оценивания ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты
|
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов
|
Обеспечение условий для проведения апробации
|
Теоретическое изучение педтехнологий ( через творческие группы, семинары); подготовить рабочие материалы: какая технология «работает» на формирование УУД; Подготовка практической части: дидактический материал, анкеты, карты наблюдений, подбор диагностик
|
Укрепление материально- технической базы школы
|
*приобретение учебников и методической литературы; *оснащенность учебного процесса (технические средства обучения)
|
Создание системы работы по целенаправленному планомерному формированию универсальных учебных действий
|
*использование современных идей педагогическим коллективом по формированию УУД; *создание практических материалов по проектированию УУД школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения (видеоуроки, технологии, доклады на научно – практических конференциях, педсоветах, методобъединениях; измерители УУД, методические рекомендации, мониторинг); *повышение квалификации педагогов через систему семинаров, курсов, деятельность методобъединений учителей; * Методическая и психологическая подготовка педагогов к применению способов формирования УУД (творческие группы, взаимопосещение учебных занятий, обсуждения планов уроков и рабочих программ, обучение на курсах)
|
Создание мотивации и позитивного отношения родителей учащихся, привлечение их к общественно-значимым школьным делам и участию в подготовке школы и детей к внедрению ФГОС.
|
Посещение родительских клубов и конференций
|
Формирование и развитие у учащихся УУД( процесс формирования)
|
*умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач ; *индивидуальный прогресс в основных сферах развития учащихся; *желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию.
|
Анализ изменений в учебной деятельности
|
Изучение материалов анкет, диагностик, листов самооценки учащихся, работ учащихся; анализ уроков
|
Обобщение результата Рекомендации по теме апробации
|
Подготовка констатирующей части: Обобщение по результатам анализа, подготовка рекомендаций
|
^ 9.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
* методические разработки проектов уроков (формирование УУД на уроке);
* описание опыта применения диагностик (формирование УУД);
* основные составляющие программы формирования универсальных учебных действий: («пробная») программа ( вид УУД, актуальность, планируемые результаты, критерии и показатели сформированности УУД, диагностика для оценивания уровня сформированности УУД, виды заданий для формирования УУД).
*статьи педагогов об опыте формирования универсальных учебных действий в различных изданиях .
*дидактическая копилка по предметам; практико-ориентированные задания;
* исследовательские проекты учащихся под руководством педагогов.
^ 10.Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
Программа апробационной деятельности рассчитана на использование воспитательного потенциала школы, который складывается из взаимодействия школы с учреждениями культуры и центрами дополнительного образования .
Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы представим в виде таблицы, отражающей направления деятельности и формы деятельности:
Направления деятельности:
|
Формы деятельности:
|
1. Изучение семей учащихся.
|
1. Анкетирование, посещение семей, деловые игры, творческие конкурсы.
|
2. Педагогическое просвещение родителей.
|
2. Лекции по педагогике и психологии, праву, этике, здоровому образу жизни; родительские собрания, лектории; педагогические практикумы; обзор популярной педагогической литературы для родителей; день открытых дверей; обмен опытом воспитания детей в семье.
|
3. Включение родителей в совместное планирование ВР и КТД, их участие в КТД.
|
3. Праздники, концерты; посещение музеев; походы, дни здоровья; экскурсии.
|
4. Психологическая помощь родителям.
|
4. Диагностика детско-родительских отношений; индивидуальные консультации; родительский всеобуч.
|
5. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Информирование родителей о деятельности апробационной площадки школы по теме «Формирование УУД…» в 5 -6 классах.
|
5. Тематические и итоговые родительские собрания; результаты диагностирования учащихся.
|
^ 11.Описание научно – методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы
№ п/п
|
Мероприятия
|
^ Дата проведения
|
1
|
Создание нормативно-правовой базы по введению ФГОС
|
Сентябрь-май 2013г.
|
2
|
Организация и проведение совещания по введению ФГОС
|
сентябрь 2013г.
|
3
|
Материально-техническое обеспечение требований ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса
|
Сентябрь- ноябрь 2013г.
|
4
|
Обеспечение ОУ учебной и учебно-методической литературой в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-6 классов
|
Февраль-сентябрь 2012г.
|
5
|
Участие в электронном мониторинге «Наша новая школа» http kpmo:ru
|
В течение года
|
|
|
6
|
Создание плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ с введением ФГОС
|
Сентябрь-ноябрь
|
|
|
7
|
Размещение на сайте школы плана по апробации ФГОС по обеспечению апробации ФГОС общего образования на учебный год
|
В течение года
|
2
|
Участие в информационно-методических семинарах для апробационных площадок ФГОС основного общего образования
|
В течение года
|
4
|
Организация деятельности творческих групп учителей будущих 5 классов по вопросам введения ФГОС на основной ступени обучения ( педтехнологии)
|
Сентябрь 2013г.
|
5
|
Трансляция опыта апробационной площадки ФГОС основного общего образования
|
В течение года
|
6
|
Организация и проведение совещаний по введению ФГОС, круглых столов, семинаров:
Рекомендации по составлению рабочей учебной программы по предметам для учителей 5 классов (2012/2012 уч.год) для учителей 5 классов (творческая группа)
Обсуждение рабочих учебных программ (творческая группа)
Семинары: 1.ФГОС основного общего образования: ключевые особенности и механизмы введения (институт стратегических исследований в образовании) 2. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Круглый стол: «Планируемые предметные результаты» (обсуждение)
|
Апрель август Сентябрь Октябрь
Ноябрь 2014г.-
Март2015
|
|
|
1
|
Участие педагогов в семинарах по разработке модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных, личностных результатов обучения и воспитания основной ступени образования ОУ
|
В течение года
|
2
|
Апробация модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных, личностных результатов обучения в основной школе
|
Сентябрь-декабрь
|
|
|
1
|
Апробация учебно-методических пособий: - по критериальной оценке достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; - по развитию исследовательских умений учащихся.
|
В течение года
|
2
|
Апробация инструментария для текущей и итоговой оценки сформированности УУД на метапредметных учебных занятиях разнообразных форм организации образовательного процесса
|
В течение года
|
3
|
Участие педагогов в рамках сетевого сотрудничества на ООП под руководством РИНО ПГНИУ
|
В течение года
|
12.Аннотация апробационной деятельности
Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
В связи с решением данного вопроса в школе создана апробационная площадка «Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся через учебную деятельность». Человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. А для этого должен быть изменён способ обучения.
Деятельность апробационной площадки носит значимый, практико-ориентированный характер, т.к. УУД рассматриваются как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности.
Определена конкретная цель: создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения; сформулированы реальные задачи: повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации; повысить интерес учащихся к способу действий; формировать способности к самовыражению и самореализации.
Деятельность площадки будет реализована через апробацию материалов ФГОС второго поколения по формированию УУД, разработку проектов уроков с точки зрения формирования УУД, применение и распространение практических материалов по формированию УУД на уроке, укрепление материально–технической базы школы; повышение квалификации учителей через разные формы методической работы.
Считаем, что благодаря деятельности апробационной площадки мы снизим уровень тревожности педагогов при переходе на новый образовательный стандарт; мы овладеем знаниями, понятиями, практическими диагностиками, педтехнологиями по формированию УУД.
В будущем мы получим ученика, умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации, поскольку овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному овладению умениями и компетентностями, освоению новых знаний, включая самостоятельную организацию процесса освоения, усвоения и умения учиться.
13. Программа апробационной деятельности на 2 года
Этап реализации программы
|
Основные действия
|
Ожидаемые результаты
|
Способ оценивания
|
продукты
|
^ Подготовительный этап Сентябрь- октябрь 2013г.
|
Подбор стартовых диагностик уровней сформированности УУД учащихся
|
Определение уровня сформированности УУД учащихся
|
Диагностические тесты
|
Перечень диагностик Методические рекомендации по использованию диагностик
|
Сентябрь 2013 г.
|
Родительские собрания
|
Информирование родителей о деятельности апробационной площадки
|
Включение родителей в обсуждение
|
Памятки для родителей Заключение договоров с родителями
|
^ Сентябрь- октябрь 2013г.
|
Формирование творческих групп ( изучение педтехнологий)
|
Определение педагогов (какую технологию буду использовать в практической деятельности)
|
(рабочие материалы: какая педтехнология «работает» на формирование УУД)
|
Методические рекомендации
|
^ Сентябрь – декабрь 2013г.
|
Курсовая подготовка педагогов
|
Использование педтехнологий в практической деятельности
|
наблюдение
|
Методические рекомендации
|
^ Ноябрь- апрель 2014г.
|
Функционирование творческих групп (педтехнологии)
|
Внутренняя установка педагогов на постепенное освоение теоретических знаний (Какие идеи и методы технологий можно использовать в учебно-воспитательном процессе)
|
Наблюдение самоанализ
|
Памятки учителям Методические рекомендации
|
май 2014 г.
|
Организация семинаров для педагогов, родительских конференций (УУД, ФГОС ООО)
|
Осознание педагогами и родителями важности изучения ФГОС ООО, готовность педагогов самостоятельно решать задачи: формирование УУД
|
*анкетирование родителей *включение педагогов и родителей в обсуждение актуальных вопросов
|
*Памятки для родителей *Методические рекомендации
|
^ Сентябрь-май 2014г.
|
Теоретические знания: планируемые предметные результаты (ФГОС ООО) (методобъединения педагогов)
|
Сформированные понятия (планируемые предметные результаты) у педагогов: показатели, диагностические проявления, оценочные процедуры (ФГОС требования)
|
Наблюдение через взаимопосещение учебных занятий
|
*методические рекомендации * учебные «рабочие» программы
|
^ Август – сентябрь 2013г.
|
Разработка «рабочих программ» по предметам в 5 классах
|
Наличие рабочей программы по предметам
|
Самоанализ рабочей программы учителем
|
Наличие рабочей программы и ее корректировка
|
^ Сентябрь-декабрь 2014г.
|
Разработка «рабочих программ» (основные составляющие программы УУД: вид УУД, актуальность, планируемые результаты, критерии и показатели сформированности УУД, диагностика для оценивания уровня сформированности УУД, виды заданий для формирования УУД).
|
Апробирование в практической деятельности учителя
|
Диагностика для оценивания уровня сформированности УУД, виды заданий для формирования УУД
|
Основные составляющие программы УУД (вид УУД), разработанные педагогами
|
^ Сентябрь-май 2015г.
|
Разработка предметных КОЗ ов
|
Сформированность УУД
|
Критерии оценивания
|
Дидактическая копилка «КОЗы по предметам»
|
Январь – май 2015 г.
|
Проектирование «урока формирования УУД»
|
«Схема- модель» урока формирования УУД
|
В практической деятельности группы педагогов
|
Методические рекомендации по проектированию урока «формирования УУД»
|
^ Основной этап Сентябрь 2014г. – май 2015г.
|
Практика: Уроки «формирования УУД»
|
Формирование УУД на уроке
|
Наблюдение и оценивание
|
*Лист самооценки учащихся *Описание результатов в рабочий дневник (что-то удивило на уроке, появилось сомнение в…, что-то обрадовало…)
|
Апрель 2014-15 г.
|
Проведение круглых столов (педагоги, родители)
|
Осознанность действий педагогов (что я делаю, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю) Осознанность участия родителей в формировании УУД
|
Обсуждение анкетирование
|
План дальнейшей работы Педагогов и родителей над формированием УУД
|
^ Итоговый этап: Август - ноябрь 2015г.
|
Обобщение крупиц опыта педагогов: Мастер-классы Открытые учебные занятия Смотр общественных знаний
|
Внутренняя установка педагогов на практическое применение программ по формированию УУД учащихся
|
Итоговый диагностирующий тест для учащихся
|
*статьи педагогов ( из опыта формирования универсальных учебных действий в изданиях институционального, муниципального уровня_ *проекты учащихся и родителей
|