ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Опыт апробационной площадки площадки ФГОС ООО.»

«Опыт апробационной площадки
площадки ФГОС ООО»

Апробационная площадка МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»

  1. Автор программы: Канунникова Наталья Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
    Тема апробационной площадки «Реализация системно-деятельностного подхода - основа развития универсальных учебных действий обучающихся.»
  2. Обоснование актуальности выбранной темы:

Тема актуальна. Деятельность площадки направлена на успешное введение в общеобразовательной школе ФГОС ООО, на снижение уровня тревожности педагогов при переходе на новый образовательный стандарт.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

     Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

     Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  2. Использование активных и интерактивных методик;
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.
  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

- На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. 

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право) 

На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.  



Необходимо создать в школе образовательную среду, позволяющую учащимся школы осваивать универсальные учебные действия, составляющие основу умений учиться. Образовательные результаты направить на развитие личности обучающихся на основе усвоения действий, что составит основные результаты образования: личностные, предметные (получение, преобразование, применение).


5.Предметы апробации:

* предметы, на которых апробируется стандарт: русский язык, биология, география, математика, история, английский язык;

* проектирование урока педагогами (формирование УУД на уроке)

*составление рабочих программ по предметам для 5-6 классов (пояснительная записка, тематическое планирование по предмету…с прописыванием: какое УУД планируем формировать на уроке);


6. Масштаб апробации: 

Продолжительность апробации по времени: 

2013/2014учебный год

2014/2015учебный год

5-6 классы, 108 учащихся, 25 педагогов

Предметы, на которых апробируется стандарт: русский язык, биология, география, математика, история


7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности

педагогов:

а) схема - аспектный анализ урока с точки зрения формирования УУД;

б) перечень диагностик уровня сформированности УУД;

в) методические рекомендации педагогов (формирование УУД);

г) применение педагогических технологий (ТРКМЧП, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, проектная технология, технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов (достижений) в практической деятельности;

учащихся:

а) формирование различных видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо)

б) овладение базовыми историческими знаниями, умениями по применению исторических знаний для осмысления современных общественных явлений

в) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни

г) формирование информационной и алгоритмической культуры. Развитие логического и математического мышления 

д) приобретение опытов использования методов науки и проведение несложных экспериментов

е) формирование основ экологической грамотности


8.Система оценивания ожидаемых результатов


Ожидаемые результаты


Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов


Обеспечение условий для проведения апробации


Теоретическое изучение педтехнологий ( через творческие группы, семинары); подготовить рабочие материалы: какая технология «работает» на формирование УУД;

Подготовка практической части: дидактический материал, анкеты, карты наблюдений, подбор диагностик


Укрепление материально- технической базы школы


*приобретение учебников и методической литературы;

*оснащенность учебного процесса (технические средства обучения)


Создание системы работы по целенаправленному планомерному формированию универсальных учебных действий


*использование современных идей педагогическим коллективом по формированию УУД;

*создание практических материалов по проектированию УУД школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения (видеоуроки, технологии, доклады на научно – практических конференциях, педсоветах, методобъединениях; измерители УУД, методические рекомендации, мониторинг);

*повышение квалификации педагогов через систему семинаров, курсов, деятельность методобъединений учителей;

* Методическая и психологическая подготовка педагогов к применению способов формирования УУД

(творческие группы, взаимопосещение учебных занятий, обсуждения планов уроков и рабочих программ, обучение на курсах)


   Создание мотивации и позитивного отношения родителей учащихся, привлечение их  к общественно-значимым школьным делам и  участию в  подготовке школы и детей к внедрению ФГОС.


Посещение родительских клубов и конференций


Формирование и развитие у учащихся УУД( процесс формирования)


*умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач ;

*индивидуальный прогресс в основных сферах развития учащихся; 

*желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию.


Анализ изменений в учебной деятельности


Изучение материалов анкет, диагностик, листов самооценки учащихся, работ учащихся; анализ уроков


Обобщение результата

Рекомендации по теме апробации


Подготовка констатирующей части:

Обобщение по результатам анализа, подготовка рекомендаций




^ 9.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности: 


* методические разработки проектов уроков (формирование УУД на уроке);

* описание опыта применения диагностик (формирование УУД);

* основные составляющие программы формирования универсальных учебных действий: («пробная») программа ( вид УУД, актуальность, планируемые результаты, критерии и показатели сформированности УУД, диагностика для оценивания уровня сформированности УУД, виды заданий для формирования УУД).

*статьи педагогов об опыте формирования универсальных учебных действий в различных изданиях .
*дидактическая копилка по предметам; практико-ориентированные задания;

* исследовательские проекты учащихся под руководством педагогов.


^ 10.Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.


Программа апробационной деятельности рассчитана на использование воспитательного потенциала школы, который складывается из взаимодействия школы с учреждениями культуры и центрами дополнительного образования .
Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы представим в виде таблицы, отражающей направления деятельности и формы деятельности:


Направления деятельности:


Формы деятельности:


1. Изучение семей учащихся.


1. Анкетирование, посещение семей, деловые игры, творческие конкурсы.


2. Педагогическое просвещение родителей.


2. Лекции по педагогике и психологии, праву, этике, здоровому образу жизни; родительские собрания, лектории; педагогические практикумы; обзор популярной педагогической литературы для родителей; день открытых дверей; обмен опытом воспитания детей в семье.


3. Включение родителей в совместное планирование ВР и КТД, их участие в КТД.


3. Праздники, концерты; посещение музеев; походы, дни здоровья; экскурсии.


4. Психологическая помощь родителям.


4. Диагностика детско-родительских отношений; индивидуальные консультации; родительский всеобуч.


5. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Информирование родителей о деятельности апробационной площадки школы по теме «Формирование УУД…» в 5 -6 классах.


5. Тематические и итоговые родительские собрания; результаты диагностирования учащихся.




^ 11.Описание научно – методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы




п/п


Мероприятия


^ Дата проведения


1


Создание нормативно-правовой базы по введению ФГОС 


Сентябрь-май 2013г.


2


Организация и проведение совещания по введению ФГОС


сентябрь 2013г.


3


Материально-техническое обеспечение требований ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса


Сентябрь- ноябрь 2013г.


4


Обеспечение ОУ учебной и учебно-методической литературой в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-6 классов


Февраль-сентябрь 2012г.


5


Участие в электронном мониторинге «Наша новая школа» http kpmo:ru


В течение года

 

 


6


Создание плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ с введением ФГОС 


Сентябрь-ноябрь 

 

 


7


Размещение на сайте школы плана по апробации ФГОС по обеспечению апробации ФГОС общего образования на учебный год 


В течение года


2


Участие в информационно-методических семинарах для апробационных площадок ФГОС основного общего образования


В течение года


4


Организация деятельности творческих групп учителей будущих 5 классов по вопросам введения ФГОС на основной ступени обучения ( педтехнологии)


Сентябрь 2013г.


5


Трансляция опыта апробационной площадки ФГОС основного общего образования


В течение года


6


Организация и проведение совещаний по введению ФГОС, круглых столов, семинаров:


  1. Рекомендации по составлению рабочей учебной программы по предметам для учителей 5 классов (2012/2012 уч.год) для учителей 5 классов (творческая группа) 

  2. Обсуждение рабочих учебных программ (творческая группа) 


Семинары: 

1.ФГОС основного общего образования: ключевые особенности и механизмы введения (институт стратегических исследований в образовании)

2. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 


Круглый стол: «Планируемые предметные результаты» (обсуждение)




Апрель


август


Сентябрь


Октябрь

Ноябрь 2014г.-

Март2015

 

 


1


Участие педагогов в семинарах по разработке модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных, личностных результатов обучения и воспитания основной ступени образования ОУ


В течение года


2


Апробация модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных, личностных результатов обучения в основной школе


Сентябрь-декабрь

 

 


1


Апробация учебно-методических пособий:

- по критериальной оценке достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

- по развитию исследовательских умений учащихся.

 

В течение года


2


Апробация инструментария для текущей и итоговой оценки сформированности УУД на метапредметных учебных занятиях разнообразных форм организации образовательного процесса


В течение года


3


Участие педагогов в рамках сетевого сотрудничества на ООП под руководством РИНО ПГНИУ


В течение года




12.Аннотация апробационной деятельности
Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. 

В связи с решением данного вопроса в школе создана апробационная площадка «Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся через учебную деятельность». Человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. А для этого должен быть изменён способ обучения.

Деятельность апробационной площадки носит значимый, практико-ориентированный характер, т.к. УУД рассматриваются как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности. 

Определена конкретная цель: создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения; сформулированы реальные задачи: повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации; повысить интерес учащихся к способу действий; формировать способности к самовыражению и самореализации.

Деятельность площадки будет реализована через апробацию материалов ФГОС второго поколения по формированию УУД, разработку проектов уроков с точки зрения формирования УУД, применение и распространение практических материалов по формированию УУД на уроке, укрепление материально–технической базы школы; повышение квалификации учителей через разные формы методической работы.

Считаем, что благодаря деятельности апробационной площадки мы снизим уровень тревожности педагогов при переходе на новый образовательный стандарт; мы овладеем знаниями, понятиями, практическими диагностиками, педтехнологиями по формированию УУД. 

В будущем мы получим ученика, умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации, поскольку овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному овладению умениями и компетентностями, освоению новых знаний, включая самостоятельную организацию процесса освоения, усвоения и умения учиться.


13. Программа апробационной деятельности на 2 года


Этап реализации программы


Основные действия


Ожидаемые результаты


Способ оценивания


продукты


^ Подготовительный этап

Сентябрь- октябрь 2013г.


Подбор стартовых диагностик уровней сформированности УУД учащихся 


Определение уровня 

сформированности УУД учащихся


Диагностические тесты


Перечень диагностик

Методические рекомендации по использованию диагностик


Сентябрь 2013 г.


Родительские собрания


Информирование родителей о деятельности апробационной площадки


Включение родителей в обсуждение


Памятки для родителей

Заключение договоров с родителями


^ Сентябрь- октябрь 2013г.


Формирование творческих групп 

( изучение педтехнологий)


Определение педагогов (какую технологию буду использовать в практической деятельности)


(рабочие материалы: какая педтехнология «работает» на формирование УУД)


Методические рекомендации


^ Сентябрь – декабрь 2013г.


Курсовая подготовка педагогов


Использование педтехнологий в практической деятельности


наблюдение


Методические рекомендации


^ Ноябрь- апрель 2014г.


Функционирование творческих групп (педтехнологии)


Внутренняя установка педагогов на постепенное освоение теоретических знаний

(Какие идеи и методы технологий можно использовать в учебно-воспитательном процессе)


Наблюдение


самоанализ


Памятки учителям

Методические рекомендации 


май 2014 г.


Организация семинаров для педагогов, родительских конференций

(УУД, ФГОС ООО)


Осознание педагогами и родителями важности изучения ФГОС ООО, 

готовность педагогов самостоятельно решать задачи: формирование УУД


*анкетирование родителей

*включение педагогов и родителей в обсуждение актуальных вопросов


*Памятки для родителей

*Методические рекомендации


^ Сентябрь-май 2014г.


Теоретические знания: планируемые предметные результаты (ФГОС ООО) (методобъединения педагогов)


Сформированные понятия (планируемые предметные результаты) у педагогов: показатели, диагностические проявления, оценочные процедуры

(ФГОС требования)


Наблюдение через взаимопосещение учебных занятий


*методические рекомендации

* учебные «рабочие» программы 


^ Август – сентябрь 2013г.


Разработка «рабочих программ» по предметам в 5 классах 


Наличие рабочей программы по предметам 


Самоанализ рабочей программы учителем


Наличие рабочей программы и ее корректировка


^ Сентябрь-декабрь 2014г.


Разработка «рабочих программ» (основные составляющие программы УУД:

вид УУД, актуальность, планируемые результаты, критерии и показатели сформированности УУД, диагностика для оценивания уровня сформированности УУД, виды заданий для формирования УУД).


Апробирование в практической деятельности учителя 


Диагностика для оценивания уровня сформированности УУД,

виды заданий для формирования УУД


Основные составляющие программы УУД (вид УУД), разработанные педагогами


^ Сентябрь-май 2015г.


Разработка предметных КОЗ ов 


Сформированность УУД


Критерии оценивания 


Дидактическая копилка «КОЗы по предметам»


Январь – май 2015 г.


Проектирование «урока формирования УУД»


«Схема- модель» урока

формирования УУД 


В практической деятельности группы педагогов


Методические рекомендации по проектированию урока «формирования УУД»


^ Основной этап

Сентябрь 2014г. – май 2015г.


Практика:

Уроки «формирования УУД» 


Формирование УУД на уроке


Наблюдение и оценивание



*Лист самооценки учащихся

*Описание результатов в рабочий дневник (что-то удивило на уроке, появилось сомнение в…, что-то обрадовало…)


Апрель 2014-15 г.


Проведение круглых столов (педагоги, родители)


Осознанность действий педагогов (что я делаю, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю)

Осознанность участия родителей в формировании УУД


Обсуждение


анкетирование


План дальнейшей работы

Педагогов и родителей над формированием УУД


^ Итоговый этап:


Август - ноябрь 2015г.


Обобщение крупиц опыта педагогов:

Мастер-классы

Открытые учебные занятия

Смотр общественных знаний


Внутренняя установка педагогов на практическое применение программ по формированию УУД учащихся


Итоговый диагностирующий тест для учащихся


*статьи педагогов ( из опыта формирования универсальных учебных действий в изданиях институционального, муниципального уровня_

*проекты учащихся и родителей