Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования

       В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования   отдельным пунктом выделены психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного; вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное местоформам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.

С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательнойсистемы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, регулятивных качеств. Основной целью психологического сопровожденияявляется создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность. Положения и рекомендации психологов позволяют сохранить единство и преемственность ступеней образовательной системы.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Переход обучающихся  из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

А поэтому требует обязательного психолого-педагогического сопровождения.

Основные формы сопровождения

Содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса.

При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог  осуществляет дополнительные виды работ, либо переадресовывает обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог представляет информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении

образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.

Консультирование

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений

взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.

Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).  

Диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Диагностика переходных периодов должна учитывать качества, формирование которых завершается в рамках предыдущего периода, прежней ведущей деятельности. Кроме того, она «прицеливается» к содержанию будущих новообразований.  На необходимость такого подхода в диагностике указывал Д.Б. Эльконин. Перечень качеств отражает как актуальный  уровень ребенка, так и его зону ближайшего развития

Результаты психодиагностического обследования позволяют:

 определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;

 определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);

 сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;

 выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;

 провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам  гуманной диагностики.

Методики для определения адаптации и психолого-педагогического статуса пятиклассника

Цель: Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения, а также психологических особенностей учащихся.

Исходя из принципа достаточного минимума, можно выделить основные компоненты развития личности пятиклассника, которые необходимы для успешной адаптации ребенка на этапе адаптации в среднем звене и, которые можно изучить с помощью психологических средств. К ним относятся такие основные параметры ППС, как:

♦ мотивация учебной деятельности;

♦ сферы интересов учащихся;

♦ развитие самооценки;

♦ самочувствие в школе;

Для изучения и измерения был использован блок следующих психодиагностических методик:

1. Изучение учебной мотивации и отношения к учебной деятельным предметам (Методика Е.П. Ильина, Н.А. Курдюкова)

2. Методика для определения самооценки учащихся.

3. Сферы интересов учащихся (модификация методики О.И. Моткова);

4. Опросники «Чувства в школе» и«Отношение к учебным предметам».

Результаты диагностической работы:

Уровень учебной мотивации:

Высокий уровень школьной мотивации - 48%

Средний уровень-  52%

Низкая мотивация на приобретение знаний-   0

Уровень самооценки:      

Завышенная – -  39 %

Адекватная-   - 61 %

Результаты опросников «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ» и «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»

Опросник «Чувства в школе» содержал перечисление 16 чувств, из которых предлагалось выбрать   и отметить значком «+» те, которые наиболее часто ребенок испытывает   в школе.

ИСПЫТЫВАЮТ     В ШКОЛЕ

%

Спокойствие

66 %

Усталость

66 %

Скуку

28 %

Радость

66 %

Уверенность в себе

42 %

Беспокойство

76 %

Неудовлетворенность собой

4,5 %

Раздражение

9 %

Сомнение

52 %

Обиду

10 %

Чувство унижения

12 %

Страх

11 %

Тревогу за будущее

43 %

Благодарность

78 %

Симпатию к учителям

73%

Желание приходить сюда

79 %

 

ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»

ПРЕДМЕТ

ИЗУЧАЮТ С ИНТЕРЕСОМ

РАВНОДУШНЫ

НЕ ЛЮБЯТ

1.

Русский язык

67%

18 %

14 %

2.

Литература

62 %

33 %

4,5 %

3.

Иностранный язык

Английский

57 %

29 %

13 %

Немецкий

75%

 

4,5 %

4.

Математика

71 %

28 %

 

5.

История

80%

14,5 %

4,5 %

6.

Обществознание

76 %

24 %

 

7.

География

90 %

10%

 

8.

Биология

76 %

24 %

 

9.

Физкультура

67 %

23 %

9 %

10.

Труд

80 %

20 %

 

11.

ИЗО

76 %

24 %

 

12.

Музыка

67 %

28 %

4,5 %

Результаты опросника школьной тревожности Филлипса

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Факторы

%

1. Общая тревожность в школе

12%

2. Переживание социального стресса

23%

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

17%

4. Страх самовыражения

27%

5. Страх ситуации проверки знаний

46%

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

39%

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

14%

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

19%

В результате проведенного диагностического минимума определения психологического статуса учащихся на этапе адаптации к новым социально-педагогическим условиям, было выявлено:

17% Высокий уровень

83 % средний уровень ППС

Обязательно составляются рекомендации учителям и родителям.

Рекомендации учителям:

1. Учителям необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

2. На первом этапе обучения в 5 классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

3. Необходимо уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

4. Преподаватели должны учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка – учебе – приходит новая ведущая деятельность общение. Для поддержания мотивации к учебе – больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения, развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения.

5. При организации воспитательной работы желательно использовать компенсаторные возможности: ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу

•Следить за здоровьем!

•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.

•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.

•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.

•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.

•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.

•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.

•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.

•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.

•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.

•Проявлять терпение, выдержку, принимать безусловно своих детей, любить их не за отметки, а просто так!

Коррекционная и развивающая работа.

Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.

Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

Понимая важность данной работы,   нами реализуется программа «Первый раз в пятый класс!» цель которой:

• создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).

• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов. 

Профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:

– по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;

– по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);

– по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в

педагогического климата в педагогическом и детском коллективах.

На этапе основного общего образования профилактическая работа направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.

Педагоги - предметники,  классный руководитель, которые будут работать с обучающимися пятого класса посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.

С обучающимися 5-6 классов, которые показали высокий уровень характера тревожности, связанной со школой по результатам опросника школьной тревожности Филлипса и по результатам изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.), проводятся занятия по программе «Я в этом мире!», цель которой помочь детям подросткового возраста справиться со своими проблемами, переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению с окружающими людьми.

Просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно:

актуализация и систематизация имеющихся знаний;

повышение уровня психологических знаний;

включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у  учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

В школе проходят родительские собрания и семинары по следующим темам: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» , «Возрастные психологические особенности пятиклассников», «Рекомендации по организации работы с пятиклассниками», «Как помочь подростку справиться со своим состоянием?» и др.

Родителей знакомим  с проблемами «особых» детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и  возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.

Экспертиза

Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния

особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.

При психолого-медико-педагогической экспертизе, прежде всего, решаются вопросы о том, где следует учиться ребенку в массовой или коррекционной школе. Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика,

неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.

Каждое из названных направлений  строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.

Задачи психологического сопровождения  заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своей учебной деятельности.