Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа развития

Муниципальная программа «Развитие образования в Суджанском районе Курской области»

УТВЕРЖДЕНА

                     постановлением Администрации

Суджанского района

Курской области

                                    От 10 ноября 2014 г. № 1099

Муниципальная   программа

«Развитие образования в Суджанском районе Курской области»

П А С П О Р Т

Муниципальной программы «Развитие образования

в Суджанском районе Курской области» (далее – Программа)

Ответственный исполнитель программы

-

Управление образования Администрации Суджанского

района Курской области

Соисполнители

программы

-

отсутствуют

Участники программы

-

МКДОУ ДОД «Суджанская ДШИ»

Подпрограммы

программы

-

подпрограмма 1 «Обеспечение реализации муниципальной   программы «Развитие образования в Суджанском районе Курской области» муниципальной программы Суджанского района «Развитие образования в Суджанском районе Курской области»

подпрограмма 2 «Развитие дошкольного и общего образования детей» муниципальной программы Суджанского района «Развитие образования в Суджанском районе Курской области»;

подпрограмма3 «Развитие дополнительного образования и системы воспитания детей» муниципальной программы Суджанского района «Развитие образования в Суджанском районе Курской области».

Программно-целевые инструменты программы

-

не предусмотрены

Цели программы

-

внедрение механизмов формирования и реализации современных моделей дошкольного, общего и профессионального образования, обеспечивающих равные возможности для получения качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, развитие и внедрение современных моделей успешной социализации детей;

обеспечение объективной информацией о качестве образования для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления образованием, поддержка устойчивого развития системы образования, а также повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг

Задачи программы

-

развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

разработка эффективных моделей педагогического сопровождения талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество;

включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления

Целевые индикаторы и показатели программы

-

удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет, проценты;

доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе), проценты;

отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ, проценты;

удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся, проценты;

Этапы и сроки реализации программы

-

2015 -2020 годы:

первый этап – 2015 – 2016 годы;

второй этап – 2017 – 2018 годы;

третий этап – 2019-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы

-

общий объем финансирования Программы за счет средств областного, районного бюджета составляет 2659320,884         тыс. рублей, в том числе:

подпрограмма 1 – 61419, 316 тыс. рублей;

подпрограмма 2 – 1440032,700 тыс. рублей;

подпрограмма 3 –1157868, 868 тыс. рублей.

по годам реализации:

2015 год – 496345,194 тыс. рублей;

2016 год – 506139,994 тыс. рублей;

2017 год – 414208,924 тыс. рублей;

2018 год – 414208,924 тыс.рублей;

2019 год – 414208,924 тыс. рублей;

2020 год – 414208,924 тыс.рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

-

будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования;

будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 5-7 лет предшкольной   подготовкой;

будет обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности общего образования;

будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех общеобразовательных организациях;

увеличится к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 75%;

  1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной

программы, в том числе формулировки основных проблем

в указанной сфере и прогноз ее развития.

Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р «Об утверждении государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы», распоряжения Администрации Курской области от 24.10.2012 г. № 931-ра «Об утверждении перечня государственных программ Курской области» и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, постановления Администрации Курской области от 15 сентября 2013 года №737 - па «Об утверждении Государственной программы Курской области «Развитие образования Курской области».

Согласно Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года одной из основных стратегических целей является создание условий для работы, образования, творческого развития жителей Суджанского района Курской области, обеспечение высоких показателей качественного человеческого капитала, создание системы инновационного развития, построение конкурентоспособной экономики. Главным стратегическим ресурсом устойчивого развития района становится интеллектуальный потенциал.

Образовательная политика в Суджанском районе Курской области является частью социальной политики,ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов:

инновационное развитие района;

доступность качественного образования;

улучшение здоровья подрастающего поколения;

снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков:  

безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

повышение социального статуса учителей.

Администрация Суджанского района Курской области, Управление образования Администрации Суджанского района Курской области проводят целенаправленную работу по модернизации отрасли образования.  

Цель политики модернизации муниципальной системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы района.

В настоящее время в районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

Система образования Суджанского района Курской области в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», отдельных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта «Модернизация региональной системы общего образования Курской области на 2011 - 2013 годы».

Отличительными особенностями муниципальной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов.

В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Суджанского района Курской области.

Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, а также обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования.

Система образования Суджанского района Курской области обеспечивает и защищает конституционные права граждан Российской Федерации на образование в объемах, установленных действующим законодательством, представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений; общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Управление системой образования на муниципальном уровне осуществляет Управление образования Администрации Суджанского района Курской области.

Сеть образовательных учреждений охватывает все уровни образования – от дошкольных образовательных учреждений до общего образования и характеризуется разнообразием образовательных учреждений: дошкольное образование – детские сады различных видов; общее образование – начальные, основные, средние общеобразовательные школы; дополнительное образование детей – детский юношеский центр, детская юношеско-спортивная школа.

В Суджанском районе в настоящее время действует 8 дошкольных образовательных организаций, 25 общеобразовательных учреждений.

Таким образом, характеристика структуры муниципальной системы образования отражает ее устойчивое и разнообразное состояние, обеспечивающее доступность всех форм и видов образовательной деятельности для населения Суджанского района.

Система дошкольного образования в Суджанском районе призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

В Суджанском районе реализуется Программа развития дошкольного образования в Суджанском районе на 2011-2015 годы и план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования Суджанского района Курской области», предусматривающий создание в 2013 году 167 дополнительных мест за счет реконструкции, капитального ремонта образовательных учреждений, развития вариативных форм.

Численность детского населения в возрасте от 1 года до 7 лет проживающего на территории Суджанского района на 1 января 2013 года составляла 1812 человек. Услугами дошкольного образования охвачено от 1 года до 7 лет 804 ребенка, что составляет 38 % от общей численности детей дошкольного возраста. Услугами дополнительного образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе в 2013-2014 учебном году охвачено 163 дошкольников, которые занимаются в МКОУ ДОД «Суджанский детско-юношеский центр" в 13 группах предшкольной подготовки. Предшкольная подготовка также ведется на базе 10 ОУ, где занимаются более 174 детей. На базе МКОУ «Суджанская СОШ №2» открыты группы кратковременного пребывания, в которых обучается 26 дошкольников.

Решение задачи ликвидации очередности на зачисление в детские сады детей в возрасте от 3-х до 7 лет предусмотрено до конца 2014 года.

Проблема снижения очередности детей в детские сады решается комплексно, а именно: реконструкция и капитальный ремонт зданий детских садов, общеобразовательных школ для открытия в них дополнительных мест.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» скорректирована муниципальная программа развития дошкольного образования, разработана поэтапная программа («дорожная карта») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения и обеспечению доступности дошкольного образования в период с 2012 по 2018 год.

Увеличение процента охвата детского населения программами дошкольного образования позволит более качественно подготовить детей к обучению в начальной школе, укрепит их здоровье и обеспечит более высокий уровень общего развития.

Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей.

В целях повышения качества дошкольного образования проводится курсовая подготовка педагогов детских садов.

Общее образование является базовым в образовательной системе, формирует основные образовательные навыки учащихся, способствует их профессиональному самоопределению.

В 2014-2015 учебном году в городских школах обучается 1089 человек или 42 % от общего количества, в школах сельской местности –1515 чел. (58%).

С 2011 года Суджанский район вступил в период реализации Комплекса мер по модернизации общего образования, масштабного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты в сфере общего образования, повышения заработной платы учителей, создания в общеобразовательных учреждениях кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, информационных условий, соответствующих требованиям, обеспечивающим высокое качество образования.

В процессе реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Суджанском районе произошло существенное улучшение условий обучения.

Укрепление материально-технической базы учреждений, насыщение современным оборудованием столовых, спортивных залов, компьютерных кабинетов позволило создать качественно новые условия образовательного процесса в базовых ОУ.

В 2012 году на развитие системы образования Суджанского района было направлено 25047,551 тыс. руб.

Благодаря реализации областной целевой программы «Школьный автобус», стартовавшей в 2006 году, автобусный парк района насчитывает 9 школьных автобусов, что позволяет подвозить к месту учебы и обратно по 11 маршрутам 299 обучающихся.

Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Образовательные учреждения обеспечены современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения.

В настоящее время активно формируется современный корпус педагогов и управленцев системы общего образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях работают 382 учитель (из них 305 - сельские учителя).

Кадровый состав педагогических работников обновляется. Удельный вес молодых учителей (стаж работы до 5 лет) в общей численности учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях Суджанского района, составляет 9 %.

С 2011 года реализуется инновационная модель аттестации педагогических кадров.

Дальнейшая работа в данном направлении должна реально обеспечить возможность формирования необходимых компетенций педагогических работников для качественной реализации нового содержания образования, использования адекватных федеральным государственным образовательным стандартам общего образования образовательных технологий, осуществление контрольно-оценочных функций на всех уровнях и этапах образовательной деятельности.

Инновационная деятельность общеобразовательных организаций Суджанского района отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными организациями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.

Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей.

В районе полностью сохранена и успешно развивается система дополнительного образования детей, в которой функционирует 2 учреждения дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях которых занимаются более 1500 учащихся.

В учреждениях дополнительного образования детей сохраняется тенденция развития многообразия видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности ребенка. Наиболее востребованными в данной системе являются социально – педагогическое, художественное и спортивное направления. Одновременно в 2012 году получили развитие направления, связанные с поисковой, проектной, исследовательской деятельностью, духовно-нравственным воспитанием, создаются детские и молодежные объединения, ориентированные на выполнение социально значимых задач.

В Суджанском районе зарегистрирован 50 детей   школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Интенсивно входит в практику современной образовательной системы Суджанского района инклюзивное образование. В районе работают образовательные учреждения, в которых наравне со здоровыми сверстниками обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья(13 детей).

Несмотря на значительный рост показателей доступности и качества образования, развития образовательной инфраструктуры в настоящее время в сфере образования остаются следующие острые проблемы, требующие решения:

дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения, неразвитость негосударственного сектора дошкольного образования;

недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3-х лет);

недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования;

недостаточные темпы обновления системы воспитания.

Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:

ограничение доступа к качественным услугам дошкольного образования детей;

снижение потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;

недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся;

неудовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

  1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Муниципальной   программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов ее реализации.

Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г . №  597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г . № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

постановление Курской областной Думы от 24.05.2007 г. № 381-IVОД «Об одобрении Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Курской области от 07.10.2010 г. № 466-рп «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в 2011-2015 годах на территории Курской области»;

постановление Губернатора Курской области от 10.10.1997 г. № 1011 «О развитии системы работы с одаренными детьми».

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования Суджанского района Курской области, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:

обеспечение доступности дошкольного образования;

обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;

повышение качества результатов образования на разных уровнях (общего образования), использование в этих целях общепризнанных процедур и инструментов контроля качества образования;

создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;

создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;

обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы учреждений образования;

обеспечение учреждений образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;

создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах представленной программы.

Целями Программы являются:

внедрение механизмов формирования и реализации современных моделей дошкольного, общего образования, обеспечивающих равные возможности для получения качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, развитие и внедрение современных моделей успешной социализации детей;

обеспечение объективной информацией о качестве образования для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления образованием, поддержка устойчивого развития системы образования, а также повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

разработка эффективных моделей педагогического сопровождения талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество.

Цели и задачи программы взаимосвязаны с целями и задачами, сформулированными в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р.

Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач:

Показатель 1 «Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет» является одним из ключевых показателей, используемых в международных сравнительных исследованиях для характеристики систем образования».

Показатель 2 «Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе)» характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования.

Показатель 3 «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ» характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам.

Показатель 4 «Удельный вес численности муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся» характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях представлены в приложении № 1 к Программе.

Программа планируется к реализации в 2014 - 2020 годах в три этапа.

По результатам реализации Программы будет обеспечен

100 % охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования;

будет обеспечен 100 % охват детей в возрасте от 5-7 лет предшкольной подготовкой;

будет обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности общего образования;

будут созданы   условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех общеобразовательных организациях;

увеличится к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 75%;

во всех образовательных организациях будут действовать коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.